Технические вопросы. Деньги — особый товар , всеобщий эквивалент или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех других товаров.
Глава 6. Товарный фетишизм
Для ЛЛ: Секрет общества потребления состоит в приобретении людьми товарной формы, опредмечивании отношений, что выражается в стремлении взращивать собственную персонифицированную стоимость, аналогично взращиванию капитала. Говоря о потреблении вообще и об обществе потребления в частности, обычно воспринимают последнее как данность, как нечто само собой разумеющиеся. Либо стараются последнее объяснить через саму природу человека, через его психологию:. Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены не только из априорных соображений, исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода Таким образом, делается вывод, что постоянно растущее потребление является естественным проявлением человеческой сущности, с которым надо смириться и всячески поощрять и использовать. Спрос - наше всё.
Среди тех исходных образов, разбор которых способствовал углублению в «антипсихологическом, научно-историческом марксизме» черт субъективно трактуемого психологического учения, специфическую точку занимает представление о «товарном фетишизме». Описание превращения изделия в товар, при формулировании Марксом этого процесса, даже принимает поэтическую стилистику «актуального символизма», связанного с увлечением спиритизмом в Англии и национально-революционными волнениями, происходящими не где-нибудь, а практически в двух шагах от Ла-Манша, в Китае. Не совсем классовыми событиями, подоспевшими к моменту написания первого тома «Капитала».
Бытует мнение, что «Капитал» тяжело читается. На самом деле, в большей части своей он читается достаточно легко, однако книга эта для своего адекватного понимания вправду требует от читателя вдумчивости и основательного уровня общеобразовательной и философской подготовки. В этом утверждении вовсе нет ничего обидного и оскорбительного, поскольку речь идёт об одном из самых глубоких произведений человеческой мысли, для понимания которого нужно иметь голову, сопоставимую по своей интеллектуальной мощи с головой его творца. Так что и ваш покорный слуга ни к коей мере не пытается претендовать на полное знание им «Капитала». О том, насколько трудно постигнуть до конца «Капитал», написал столетие тому назад В.